Изменения в ЖК РФ

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) был внесен ряд существенных изменений и дополнений, связанных с необходимостью решения вопросов о капитальном ремонте жилищного фонда.

В частности, установлено, что:

1) собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения взносов на капитальный ремонт;

2) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений:

— о выборе способа формирования фонда капитального ремонта,

— размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт,

— минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта РФ установлен минимальный размер фонда капитального ремонта),

— выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

— получении товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее — кооператив), управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

— об определении существенных условий кредитного договора или договора займа,

— о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства,

— о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

4) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

— плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— взнос на капитальный ремонт;

— плату за коммунальные услуги.

Члены ТСЖ либо кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 ЖК РФ.

Не являющиеся членами ТСЖ либо кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы ТСЖ либо кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 ЖК РФ.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ.

Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере, установленном в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Уплата указанных процентов осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Жилищный кодекс РФ дополнен ст. 36.1 «Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете». В соответствии с этой статьей собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее — специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.

Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения.

Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля нового собственника такого помещения в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, равна доле в праве на указанные денежные средства предшествующего собственника такого помещения.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете.

Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, являются ничтожными.

Установлено также, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членов жилищных кооперативов устанавливается, исходя:

— из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании,

— размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей,

— цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений устанавливается исходя:

— из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей,

— минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с ЖК РФ взносов на капитальный ремонт),

— цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с ЖК РФ уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии.

Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

Жилищный кодекс РФ дополнен <b>разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»,</b> включающим четыре главы:

— гл. 15 «Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования»;

— гл. 16 «Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете»;

— гл. 17 «Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»;

— гл. 18 «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

Следует также отметить, что из ст. 20 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» исключено упоминание о сроке, до которого граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ. Ранее такой срок был установлен до 1 марта 2013 г.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ

1. Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в ст. 2, 4, 12, 13, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Уточнены правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, они в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

— обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

— осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

— осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены:

— установление порядка осуществления государственного жилищного надзора;

— осуществление Правительством РФ координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный жилищный надзор.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Кроме того, установлено, что отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора регулируются жилищным законодательством.

Статья 20 ЖК РФ изложена полностью в новой редакции. В этой статье дается понятие государственного жилищного надзора.

Под государственным жилищным надзором понимаются:

— деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

— деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ дается перечень полномочий должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами. Указанные лица в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки:

— посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования;

— проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

— проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ;

— по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания:

— о прекращении нарушений обязательных требований,

— об устранении выявленных нарушений,

— о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

В случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд соответственно с заявлениями:

— о ликвидации товарищества,

— о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ,

— о признании договора управления данным домом недействительным.

2. Федеральным законом от 30.11.2011 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 110 и 111 ЖК РФ.

Уточнено понятие жилищного или жилищно-строительного кооператива. Так, «жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом».

Установлен статус жилищного кооператива при проведении реконструкции многоквартирного дома и статус жилищно-строительного кооператива при строительстве и реконструкции дома — они выступают в указанных случаях в качестве застройщика и обеспечивают на принадлежащем им земельном участке соответственно реконструкцию либо строительство или реконструкцию этого дома в соответствии с выданным таким кооперативам разрешением на строительство.

Уточнено также положение о том, кто может быть членом жилищного кооператива. Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 111 ЖК РФ членом жилищного кооператива может быть:

1) гражданин, достигший возраста 16 лет;

2) юридическое лицо в случае, установленном законодательством РФ;

3) юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ

Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), направленные на совершенствование регулирования отношений по управлению многоквартирными домами, в том числе товариществами собственников жилья (ТСЖ) и управляющими организациями.

Изменения коснулись:

— ст. 12 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений» — на Правительство РФ возложены полномочия по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции в сфере госконтроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также по контролю за исполнением нормативных правовых актов этими органами (п. 16.2); к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений отнесено ведение реестров уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и по оказанию услуг (выполнению работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п. 16.3);

— ст. 20 «Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» — уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом: а) проверять соответствие устава ТСЖ, внесенных в него изменений требованиям законодательства РФ; б) по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность: принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ; избрания председателя правления ТСЖ и других членов правления ТСЖ; принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения о выборе управляющей организации; утверждения условий договора с управляющей организацией и его заключения (ч. 3). Предполагается, что это позволит выявлять фальсификации как при организации товариществ, так и при их дальнейшей деятельности. При выявлении нарушений по результатам проверки указанные органы направляют ТСЖ предписание с требованием об их устранении в 6-месячный срок с момента направления такого предписания. В случае неисполнения такого предписания или в случаях выявления нарушений порядка создания ТСЖ, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения уполномоченные органы вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений, и о признании договора управления данным домом недействительным (ч. 4);

— ст. 36 «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» — уточнен состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— ст. 44 «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» — уточнена компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по принятию решений о капитальном и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

— ст. 47 «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования» — установлено, что общее собрание собственников должно проходить фактически в два этапа: если при проведении очного собрания оно не имело кворума, в дальнейшем решения общего собрания с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (ч. 1);

— введена новая ст. 116.1 «Требования к должностным лицам жилищного кооператива» — установлены требования к членам правления жилищного кооператива (в том числе председателю), членам ревизионной комиссии и главному бухгалтеру (бухгалтеру). Ими не могут быть: лица, судимые за умышленные преступления; лица, в отношении которых не истек срок дисквалификации; бывшие руководители, их заместители или главные бухгалтера (бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования (либо индивидуальные предприниматели, осуществлявшими деятельность в указанных сферах), если такие организации (индивидуальные предприниматели) были исключены из членов саморегулируемых организаций в указанных сферах или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры банкротства прошло менее чем три года;

— ст. 135 «Товарищество собственников жилья» — уточнено понятие ТСЖ;

— ст. 136 «Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья» — уточнены требования к порядку создания ТСЖ: протокол общего собрания собственников, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений (ч. 1.1); ТСЖ может быть создано: а) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем 30, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах (ч. 2). Судя по всему, предлагается сделать так, чтобы собственники квартир одного многоквартирного дома могли выходить из так называемого большого многодомного ТСЖ, т.е. в многоквартирном доме собственникам дается право самостоятельно решить вопрос о создании самостоятельного товарищества; б) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома (ч. 2). Установлен перечень документов, представляемых в регистрационный орган. К таким документам относятся: протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, устав товарищества, сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание ТСЖ, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 5);

— ст. 137 «Права товарищества собственников жилья» — уточнена система договорных обязательств;

— ст. 138 «Обязанности товарищества собственников жилья» — установлено, что: ТСЖ обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ; в случае внесения изменений в устав ТСЖ представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов ТСЖ о принятии решения о внесении изменений в устав с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания копий текстов соответствующих изменений;

— ст. 139 «Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах» — эта статья признана утратившей силу;

— ст. 140 «Реорганизация товарищества собственников жилья» — уточнен порядок реорганизации ТСЖ, созданного в двух и более многоквартирных домах, в формах разделения и выделения (ч. 3 и 4);

— ст. 142 «Объединение товариществ собственников жилья» — уточнены цели создания такого объединения и порядок управления им;

— ст. 143 «Членство в товариществе собственников жилья» — установлен перечень сведений, включаемых в реестр членов ТСЖ (ч. 4,5); определен момент прекращения членства в ТСЖ (ч. 6) ;

— введена новая ст. 143.1 «Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме» — установлены права указанных лиц на получение информации о деятельности ТСЖ, на предъявление требований к ТСЖ относительно качества оказываемых услуг и др.;

— ст. 145 «Общее собрание членов товарищества собственников жилья» — уточнена компетенция общего собрания членов ТСЖ, в частности к его компетенции отнесено утверждение: смет доходов и расходов ТСЖ на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок), годового отчета о деятельности правления ТСЖ, заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— ст. 146 «Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья» — установлено, что общее собрание членов ТСЖ правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов членов ТСЖ. Положения ст. 45—48 ЖК РФ распространены на порядок проведения общего собрания членов ТСЖ;

— ст. 147 «Правление товарищества собственников жилья» — установлены требования к членам правления ТСЖ (ч. 3.1); уточнен порядок принятия решения правлением ТСЖ (ч. 6);

— ст. 148 «Обязанности правления товарищества собственников жилья» — в обязанности правления вменено ведение реестра членов ТСЖ;

— ст. 149 «Председатель правления товарищества собственников жилья»;

— ст. 150 «Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья» — установлено, что комиссия представляет общему собранию членов ТСЖ заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

— ст. 153 «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» — решается проблема несения владельцами помещений в домах-новостройках до регистрации ими прав собственности на построенные помещения расходов на содержание многоквартирного дома и оплату коммунальных услуг — обязанность по внесению указанных платежей возникает у лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (п. 6 ч. 2);

— ст. 155 «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» — установлено, что на основании решения общего собрания собственники и наниматели могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 6.3, 7.1);

— ст. 160 «Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» — вводится стимулирование добросовестного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами льготных категорий. При невнесении платы льготирование платы будет временно приостанавливаться (ч. 3);

— ст. 161 «Выбор способа управления многоквартирным домом». Новое название —«Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом». Раскрывается содержание понятия «надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (ч. 1.1). Для стабилизации отношений по обеспечению коммунальными услугами вводятся требования, обязывающие управляющие организации, ТСЖ и собственников при непосредственном управлении многоквартирным домом заключать договоры ресурсоснабжения (ч. 12). Установлен порядок выбора и заключения договора с управляющей организацией в домах-новостройках (ч. 13, 14); урегулированы вопросы ответственности лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и ресурсоснабжающих организаций за выполнение обязательств в соответствии с заключенными договорами, и ТСЖ и кооперативов за содержание общего имущества (ч. 2.1, 2.2);

— введена новая ст. 161.1 «Совет многоквартирного дома» — положения этой статьи обязывают избрать совет многоквартирного дома в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры; определены полномочия совета;

— ст. 162 «Договор управления многоквартирным домом» — установлено, что сроки, установленные ч. 5 данной статьи, не распространяются на договор управления многоквартирным домом, заключаемый с застройщиком. Уточнено право собственников помещений в многоквартирном доме отказаться в одностороннем порядке на основании решения общего собрания от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом;

— ст. 163 «Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности» — уточнен порядок регулирования управления многоквартирным домом, в котором более 50% помещений принадлежит публично-правовым образованиям (ч. 2);

— ст. 164 «Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме» — уточнен порядок заключения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома при непосредственном управлении (ч. 1.1., 1.2);

— ст. 165 «Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами» — уточняются обязанности органа местного самоуправления, управляющих организаций, ТСЖ и жилищных кооперативов по предоставлению гражданам информации о размерах платы за жилье и коммунальные услуги и применяемых тарифах и пр. (ч. 2); устанавливаются обязанности органов местного самоуправления по предоставлению гражданам информации о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг и т.д. (ч. 3); соответственно устанавливается обязанность ресурсоснабжающих организаций, а также лиц, предоставляющих коммунальные услуги и оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилых домови, по предоставлению органам местного самоуправления информацию об установленных ценах (тарифах) (ч. 4).


E-mail: housinglaw@mail.ru

Hosted by uCoz