Вопросы жилищного права

О предоставлении в Москве многодетным семьям жилых помещений

Многодетным семьям, состоящим на жилищном учете в городе Москве, для которых программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями предусмотрено ускоренное обеспечение жильем, жилые помещения предоставляются в малоэтажном жилищном фонде города Москвы.

Координацию работ по привлечению органов исполнительной власти города Москвы к реализации программы обеспечения многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде города Москвы осуществляет Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы с созданием в установленном порядке для этих целей подведомственного государственного учреждения.

Жилые помещения в малоэтажном жилищном фонде города Москвы предоставляются многодетным семьям в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 01.04.2008 № 248-ПП «О первоочередных мерах по обеспечению многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде города Москвы» (далее - семьи) по договору безвозмездного пользования.

При отказе таких семей от получения жилых помещений в малоэтажном жилищном фонде города Москвы указанные семьи обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством в порядке очередности исходя из времени принятия их на жилищный учет по месту жительства.

Приоритеты в предоставлении жилья

Очередность на право заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением из малоэтажного жилищного фонда города Москвы формируется в соответствии со следующими приоритетами (от более значимого к менее значимому):
1. Семьи с пятью и более детьми, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
2. Семьи с пятью и более детьми, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г.
3. Семьи с пятью и более детьми, в том числе приемными детьми. При этом семья должна состоять на жилищном учете.
4. Семьи с четырьмя детьми, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., категории которых устанавливаются программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями.
5. Признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий многодетные семьи, в составе которых имеются родные братья (сестры), имеющие трех и более детей.

Условия предоставления жилья

За семьей сохраняется жилое помещение, в котором семья проживала ранее по договору социального найма, либо находящееся в собственности членов семьи. Данное жилое помещение может использоваться для проживания членов семьи, сдачи в наем/поднаем и совершения других действий, не ухудшающих жилищные условия членов семьи, а также отселения в случае нарушения пользователем условий договора безвозмездного пользования.
При предоставлении жилого помещения в малоэтажном жилищном фонде города Москвы по договору безвозмездного пользования предельный размер жилого помещения определяется из расчета 18 кв. м площади жилого помещения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи, без учета занимаемого ранее жилого помещения.
Учет граждан, которым предоставлено жилое помещение в малоэтажном жилищном фонде, ведется в рамках реестра участников городских жилищных программ.
Семьи (члены семьи) не снимаются с жилищного учета.

Льготы при переезде

При переезде в жилые помещения в малоэтажном жилищном фонде г. Москвы и при возвращении на постоянное место жительства многодетным семьям должны предоставляться транспортные средства на безвозмездной основе.
Каждая семья при переезде в жилое помещение в малоэтажном жилищном фонде г. Москвы обеспечивается одной единицей товаров длительного пользования, приобретенной за счет средств бюджета г. Москвы.

Оснащение приборами учета

Малоэтажные жилые дома, предоставляемые семьям, оснащаются общедомовыми и квартирными (если в доме проживает несколько семей) приборами учета коммунальных услуг.

Размер платы за содержание и ремонт жилья

Правительством Москвы установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в малоэтажных жилых домах, предоставленных семьям, рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения (ч. 5 ст. 15 ЖК РФ) с исключением из нее площадей подвалов, гаражей и иных технических помещений.
При определении в установленном порядке платы за выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в малоэтажных жилых домах, предоставляемых семьям, в ее состав включаются:
- работы по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов;
- услуги по диспетчерскому и аварийному обслуживанию;
- работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей и технического состояния дома.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выделяются семье в установленном порядке.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг

Льготы семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные утверждаемой в установленном порядке Комплексной программой мер социальной защиты жителей города Москвы, распространяются на период их проживания на условиях безвозмездного пользования в малоэтажных жилых домах как на всю площадь предоставляемого жилого помещения, так и на жилые помещения, сохраняемые за семьей на момент подписания договора безвозмездного пользования.
Семьям предоставляется внеочередное право на устройство детей в городские образовательные учреждения, городские учреждения здравоохранения, культуры и спорта, расположенные по месту их проживания по договору безвозмездного пользования в малоэтажном жилищном фонде города Москвы.

Досрочное расторжение договора

При досрочном расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в малоэтажном жилищном фонде города Москвы по требованию семьи или в связи с нарушениями семьей условий договора освобождение жилого помещения в малоэтажном жилищном фонде города Москвы производится в течение трех месяцев с возвращением семьи в ранее занимаемое жилое помещение (на прежнее место жительства).
Исключением из вышеуказанного правила является следующий случай:
при досрочном расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в малоэтажном жилищном фонде города Москвы, а также при достижении младшим ребенком в многодетной семье возраста 16 лет (если он обучается в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - возраста 18 лет) семье предоставляется другое жилое помещение в порядке, установленном Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при условии, что семьей подано заявление о предоставлении ей жилого помещения или средств субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в случаях:
- удовлетворения семьи условиям предоставления жилого помещения в соответствии с очередностью по дате постановки на жилищный учет граждан, проживающих в городе Москве не менее десяти лет, установленным программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год;
- удовлетворения семьи условиям участия в возмездных городских жилищных программах на соответствующий год.

(См.: постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1272-ПП)

Приватизация

ИСКИ ПО СПОРАМ О ПРИВАТИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО ЖИЛЬЯ

Судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, суды учитывают, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в ред. Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г. ).


ГОСПОШЛИНА ПО ИСКАМ О ПРИВАТИЗАЦИИ

Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

(См. Постановление Пленума ВС РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. от 06.02.2007)

Переустройство и перепланировка жилых помещений в Москве

Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах», вступившим в силу с 1 декабря 2011 г., утверждены:

— Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах;

— Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах» в городе Москве;

— Требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах;

— Требования к ведению журнала производства работ, оформлению актов на скрытые работы и осуществлению авторского надзора.

Соответственно действовавшее до 1 декабря 2011 г. постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы» утратило силу.

Новые требования устанавливают особенности производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. В частности, установлено, что работы по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых затрагивает безопасность жизни и здоровья граждан, а также конструктивную прочность многоквартирного дома, осуществляются на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. При этом больше не требуется согласования, например, остекления лоджий и балконов, переустановки сантехнических приборов в туалетах, ванных комнатах и кухнях, перестановки нагревательных (отопительных) и газовых приборов без прокладки дополнительных подводящих сетей, замены столярных элементов фасада (с изменением рисунка), разборки ненесущих перегородок (исключая межквартирные), устройства проемов в ненесущих перегородках (исключая межквартирные) и т.д.

При переустройстве и перепланировке не допускаются:

1. Ухудшение условий эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затруднение доступа к инженерным коммуникациям, отключающим устройствам и другие мероприятия (работы), вызывающие ухудшения условий эксплуатации многоквартирного дома и проживания граждан.

2. Переустройство помещений или смежных с ним помещений, при котором они могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания.

3. Затрагивание помещений в многоквартирном доме, состоящих на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без соответствующего разрешения начальника штаба.

4. Нарушение прочности, устойчивости несущих конструкций здания, при котором может произойти их разрушение.

5. Установление отключающих или регулирующих устройств на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими может оказывать влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях.

6. Ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции.

7. Увеличение нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.

8. Перенос радиаторов отопления на лоджии, балконы и веранды.

9. Устройство полов с подогревом от общедомовых систем горячего водоснабжения и (или) отопления.

10. Нарушение требований строительных, санитарно-гигиенических, эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности для многоквартирных домов.

11. Устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами.

12. Устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов (в многоквартирных домах типовых серий).

13. Перевод технических подполий в подвалы.

14. Устройство лоджий и террас на вторых и выше этажах.

15. Переустройство чердака, технического этажа.

16. Мероприятия (работы) по переустройству и (или) перепланировке в домах, признанных в установленном порядке аварийными.

Для граждан, желающих осуществить перепланировку, подготовлен каталог типовых проектных решений, в который включены 127 вариантов перепланировки квартир в жилых домах массовых серий. Этот каталог приведен на официальном сайте Мосжилинспекции: http://www.mzhi.ru.

С 1 декабря 2011 г. для согласования перепланировки нужно обращаться в одну организацию — Мосжилинспекцию, которая будет предоставлять услуги по сбору необходимых справок в режиме «одного окна». Адреса и телефоны служб «одного окна» Мосжилинспекции, расположенных по административным округам города Москвы, размещены на официальном сайте Мосжилинспекции http://www.mzhi.ru.


E-mail: gilpravo@yandex.ru

Hosted by uCoz